Балканские распевы

О балканских распевах

Балканские распевыгреческий, болгарский, сербский – относятся к так называемым поздним распевам, поскольку время их появления на Руси – 2-я половина 17 века. В их назывании отражена география происхождения: бывшая Византийская империя и ее провинции – Болгария и Сербия. С Балканского полуострова в Москву они проникли через Украину и Белоруссию благодаря культурным связям монастырей и епархий (архиерейские свиты всегда сопровождал собственный национальный хор певчих), а также в результате миграции православных южнославянских народов на территории севернее Дуная, куда не простирались начавшиеся в 14 веке турецкие завоевания. По стилистике музыкального языка все три стиля очень близки. Наибольшее распространение в русской певческой традиции получил греческий распев.

Ключевые факты о балканских распевах

Греческий распев

Получил распространение в московской певческой среде в 50-60 годах 17 века. Приглашенный лично патриархом Никоном греческий диакон Мелетий «со товарищи» обучал византийскому пению хоры патриарших и государевых певчих дьяков. Русские певцы хорошо овладели новой традицией, тем более что греческий распев значительно уступал по сложности знаменному, и в 1667 году продемонстрировали свое мастерство, исполнив на два клироса с греками пасхальную службу в Успенском соборе Кремля.

В средние века были известны две ветви греческого распева: константинопольская, богатая мелизматическими украшениями, праздничная по характеру, и монастырская, более скромная, силлабическая, по технике распева. В Россию была завезена монастырская традиция, представленная песнопениями с простой диатонической ладовой основой. На греческий манер распевались стихиры и ирмосы канонов.

Болгарский распев

Стилистически близок греческому. Для него характерны ровный ритм, кратный 4-м четвертям, равномерное движение мелодии, замедленный темп. В его мелодической основе – народная песенная традиция, с присущей ей строфичностью, ограниченным числом мелодических моделей. Болгарский распев, подобно знаменному, имеет фиты – протяженные мелизматические формулы, с помощью которых выделялись наиболее значимые слова певческого текста. Его репертуар охватывает различные жанры песнопений Всенощного бдения и литургии, песнопения Страстной седмицы и Пасхи и др.

Сербский распев

Наименее распространенный, по сравнению с греческим и болгарским стиль пения в русской певческой среде 2-й половины 17 века. От других балканских распевов он отличается широкой мелизматикой и большей мелодической свободой. Уникальность сербского распева в том, что на протяжении всей истории бытования он сохранялся только в устной практике. Подавляющее большинство песнопений в этом стиле было записано в ноты лишь в середине 19 века.

Пример исполнения греко-балканского распева