Демественное многоголосие

О деменственном многоголосии

Демественное многоголосие – один из стилей раннего русского многоголосия. Он известен в период с начала XVI по рубеж XVII-XVIII веков. как и в строчном многоголосии, для этого стиля характерны подголосочный тип полифонии (ведущая роль принадлежит только одному голосу, остальные являются его подголосками), яркая диссонантность звучания, большая мелодическая и ритмическая развитость голосов, переменный метр. Ведущей партией является демество, которое определяет форму песнопения и структуру мелодических строк. Партии путь, низ и верх являются его подголосками.

Ключевые факты о демественном многоголосии

Специфические черты стиля

Для демественного многоголосия характерны такие исполнительские приемы как почин – сольное вступление одного из голосов (например, почин демеством), и захват (например, захват демеством или захват низом) – широкий (на кварту или квинту) интервальный ход одним из голосов, вследствие которого звуковысотная область многоголосной композиции меняется на более низкую или высокую. Захват применяется как в начале самого песнопения, так и в начале его нового смыслового раздела.

История стиля

Расцвет стиля приходится на 3-ю четверть XVII века. Важнейшим певческим центром, где он был в наибольшем употреблении, являлась Московская корпорация государевых и патриарших певчих дьяков

На протяжении истории бытования демественное многоголосие записывалось знаменной, казанской и пятилинейной нотациями. Чаще всего композиции в этом стиле состояли из трех голосов: демество-путь-низ и демество-путь-верх.

Репертуар

Репертуар демественного многоголосия составляли песнопения архиерейской литургии, совершавшейся с особой торжественностью, песнопения Всенощного бдения, литургии Преждеосвященных даров, Пасхи, а также различных чинов: венчания, панихиды, освящения храма.