Демественный распев

одноголосный певческий стиль

О Демественном распеве

Демественный распев (демественное пение, демество) – одноголосный певческий стиль, вместе со знаменным и путевым являющийся неотъемлемой частью древнерусской певческой традиции.

Его отличает оригинальность музыкального языка складывающих его интонационных формул, построенных на чередовании скачкообразного и плавного движения мелодии, ладовая переменность, сложная ритмика, где преобладают пунктирное и синкопированное движение.

Первое упоминание о демественном пении встречается в Воскресенской летописи 1441 года. В ней приводится описание смерти князя Димитрия Красного, когда умирающий, придя в сознание, «начат пети демеством» различные «Богородичные тропари».

Ключевые факты о демественный распеве

Отличия от знаменного распева

*демественное пение отличается более богатой и распевной, нередко прихотливой мелодикой, обилием украшений, более частым использованием широких скачков, большим ладовым и ритмическим разнообразием, своеобразие которого проявляется в том, что симметрия движения постоянно нарушается синкопами и «оттяжками», изменяющими длительность не в полтора раза, как это в основном принято в знаменном распеве, а на одну восьмую их номинальной протяженности;

*демественный распев не подчиняется системе осмогласия, ему присущ собственный набор интонационных формул, которые обеспечивают оригинальность стиля, его праздничных характер;

*исполнение демественных песнопений было приурочено лишь к особо торжественным чинопоследованиям всенощного бдения и литургии, они не звучали в повседневном богослужебном обиходе и вообще могли быть исполнены только специально обученными певцами.

Репертуар

Демественный репертуар был небольшим, особенно в сравнении с репертуаром знаменного и путевого распевов. В этом стиле были распеты Задостойники двунадесятых праздников, стихиры по 50-м псалме, песнопения Обихода простого (величания, воскресные прокимны, блаженны) и постного (136-й псалом «На реках Вавилонских»). Существует также полностью демественная литургия.

Создание устойчивой письменной традиции, а также собственной демественной нотации исследователи относят к последней трети 16 века. В 15-17 веках демественный распев был широко распространен в Новгородской и затем в Московской Руси. Усовершенствование его музыкального языка и форм записи связывают с деятельностью талантливого теоретика и практика древнерусского пения Василия Рогова, который, по словам современников, был «демественному пению роспевщик и творец».

Влияние демественного распева на другие певческие стили и на певческую культуру

Расцвет монодических форм демества пришелся на 1-ю половину 17 века.

В рукописной традиции зафиксированы следующие разновидности демественного пения:

Большой демественный распев – в этом торжественном стиле исполнялись стихи на утрене «Всякое дыхание да хвалит Господа»;

демество «красное» (т. е. красивое) – им распевались праздничные, выразительные интонационно и виртуозно-изысканные по ритму песнопения, представлявшие собой шедевры демественного пения.

Демество «псковское» (или монастырское) – обладает особой стилистикой, выходящей за рамки интонационного словаря демественной монодии [пример – задостойник Пасхи «Светися, светися, новый Иерусалиме», программа «Храм Василия на Горке, Псков»]

Особое место в древнерусском певческом искусстве занимало демественное многоголосие, расцвет которого пришелся на 3-ю четверть 17 века.

В период бытования демественного многоголосия (2-я половина 17–1-я треть 18 века) демество было ведущей партией в трех-четырехголосных композициях.

После вытеснения древнерусских форм богослужебного пения из певческой практики и повсеместного перехода на партес одноголосное демество сохранилось до наших дней в старообрядческой и единоверческой среде.

Пример исполнения демественного распева