Партесное пение

О партесном пении

Партесное пение (от позднелат. partes — голоса, в переносном смысле — хоровая партия) – стиль многоголосной хоровой музыки, а также общее наименование различных видов и жанров русской и украинской многополосной хоровой музыки 2-й половины 17-18 веков.

Он использовался в униатском и православном богослужении у русских, украинцев и белорусов. Официально партесное пение было утверждено в России  в 1652 году (после приглашения в Москву украинских певчих), но на практике оно встречалось и раньше и просуществовало вплоть до последней четверти 18 века, получив распространение по всей стране. Выделяется также внебогослужебная ветвь партесного пения – псальмы и канты.

Под влиянием партесной культуры из русского богослужения оказались вытеснены знаменый распев, строчное и демественное многоголосие, на смену которым пришло новое стилевое направление – русское барокко. Певцы, исполнявшие партесные произведения, в России назывались партесниками.

Ключевые факты о партесном пении

Особенности стиля

По своей гармонической природе партесное пение консонантно, основная форма организации голосов по вертикали – трезвучие. Количество голосов в партесном многоголосии колеблется в широких пределах – от 3-х до 12-ти (известны случаи, когда партитура достигала 16-ти, 24-х и даже 48-ми голосов).

Постоянное партесное многоголосие

Постоянное многоголосие представляет собой обработки (гармонизации) мелодий знамен­ного, греческого, киевского и др. распевов на 4 или 8 (реже 3, 5 и 6) голосов. При сочине­нии мелодический первоисточник – распев – помещался в партии тенора, к которой затем приписывался бас в качестве гармонической опоры, затем альт и дискант. Созданные по правилам западноевропейской гармонии, песнопения в стиле постоянного многоголосия сохраняли характерные особенности национального музыкального мышления: гармоническую модальность, линеарность голосоведения, несимметричный ритм. Количество голосов на протяжении песнопения оставалось неизменным, поэтический текст всех хоровых партий произносился синхронно.

Переменное партесное многоголосие

Произв. с переменным многоголосием отличались в первую очередь тем, что являлись свободными авторскими сочинениями, не привязанными к монодическому первоисточнику. Для них характерно широким сквозное развитие, многократное повторение избранной фразы поэтического текста и т.д. Большую роль в сочленении формы играли кадансы, разграничивавшие её разделы.