ЦЕРКОВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ

Смысл церковного пения тот же, что и у иконы – освобождение души от страстей, отрешенность от видимого материального мира. Старинные русские церковные  распевы лишены хроматических интонаций, которые нужны при выражении страстей. 

Задача, которая стоит перед певцами на богослужении – донести до слуха и сердец прихожан заключенное в песнопениях молитвенное слово. В этом его принципиальное отличие от светской вокальной культуры, для которой повышенная эмоциональность и чувственные аффекты имеют большое художественное и исполнительское значение.

Знаменный распев

Основная, наиболее древняя и наиболее устойчивая форма древнерусского церковного пения. Свое название он получил от слова «знамя» (знак), указывающего на способ записи этого распева.

Путевой распев

Мелодические особенности путного распева во многом совпадают с распевом знаменным. Характерными чертами пути являются прихотливость ритма в сочетании с узким диапазоном.

Демественный распев

Песнопения торжественных служб Древней Руси, подчёркнуто элитарные и изысканные, исполнялись в присутствии светской и церковной знати.

Строчное многоголосиие

Традиция русского многоголосного церковного пения, развившаяся на основе путевого распева в XVI веке.

Партесное пение

Традиция гармонического пения, пришедшая на Русь из Западной Европы во второй половине XVII века.

Греко-балканский распев

Часто представляют собой разновидности как византийского распева, так и сербского, болгарского и молдавского распевов.

Юрий Герасимов

регент Хора духовенства
Санкт-Петербургской митрополии

Возрождение и сохранение техник исполнения древнерусских церковных песнопений, безусловно, одна из важнейших современных задач, стоящих перед музыкальными коллективами, исполняющими духовную музыку.

Древнерусские песнопения удивительно красивы по своему звучанию, глубоки по внутреннему содержанию и смысловой нагрузке. Они требуют от исполнителей исключительной сосредоточенности, виртуозного владения голосом и слаженности исполнения, особенно для многоголосных партий.

Для нашего коллектива это новый опыт такого глубокого погружения в область древнерусского пения, и для нас большая честь принимать участие в таком значимом и масштабном проекте как «Древние сакральные пространства Северо-Запада России: звуковая карта».

Как собиралась информация?

Над расшифровкой записей работали историки и музыковеды. Далее адаптированные нотные записи передавались руководителям музыкальным коллективов для разучивания композиций и их дальнейшего исполнения.

Крюковая певчая книга – это книга иллюстрированная в своем роде, «книга с картинами»; при хорошем знании характеристики знамен и их значений по ней можно легко распознать содержание песнопений, даже не читая их текста.

Таким образом, крюковая книга, как и всякая книга вообще, может служить и «учебником» для начинающего в церковном пении ученика, и источником высших познаний в этой области для певца «совершенного».

Историко-архивный поиск и сбор данных

Расшифровка, верификация и адаптация под современные форматы записи

Живое исполнение и запись воссозданных произведений

Каждая рукопись тщательно изучалась, сканировалась и транскрибировалась на современный язык.
Многие рукописи, изученные в ходе проекта, можно по истине назвать уникальными и бесценными, так как ранее они никогда и нигде не публиковались для исполнения и исследования.