ПУТЕВОЙ РАСПЕВ

монодический певческий стиль,
возникший в последней четверти 15 века.

О путевом распеве

Путевой распев распространённ в древнерусской певческой культуре наряду со знаменным и демественным распевом. Происхождение названия “путевой распев” является спорным вопросом в музыкальной науке. 

Первоначально записывался знаменной, или столповой, нотацией («путь столповой») и играл второстепенную роль по отношению к знаменному распеву. До середины 16 века в этом стиле исполнялись стихиры, а также песнопения обихода (вечерни, утрени и литургии).

В конце 16 – 1-й половины 17 века путевой распев достиг вершины своего развития и стал самостоятельной, развитой ветвью древнерусского певческого искусства с собственной нотацией, разработанной на основе знаменной (она имела обозначение «путь путевой»). Для усвоения нотации были созданы путевые певческие «азбуки», разработана специфическая терминология

Ключевые факты о путевом распеве

Репертуар путевого распева

Путевым распевом поются в праздники «славники» и «Богородичны» – особые стихиры, которыми завершаются отдельные циклы стихир, изложенных обычным столповым распевом, а также величания и задостойники. Известны путные «славники» и «Богородичны»” из числа стихир, приписываемых авторству Ивана Грозного.
Если современной науке известно всего лишь полтора десятка песнопений путевого распева в 15 веке, то к концу следующего столетия их насчитывается уже несколько тысяч. Путевой репертуар в это время дублировал обширный репертуар знаменного распева.

Разновидности путевого распева

На рубеже 16-17 веков, когда путевой распев достиг вершины своего развития, началась интонационная разработка мелодического стиля, в результате которой появились различные «ин переводы» (то есть иные варианты), местные версии путевых песнопений, а также «путь большой».

В богослужении путевой распев обычно чередуется с обычным знаменным (столповым) и демественным, что создает некую стилевую контрастность пения, выделяя праздничную службу из обиходных и придавая ей большую торжественность.

Путевые азбуки

Первые путевые азбуки, то есть учебные пособия для изучения путевой нотации, в которых получили систематизацию основные структурные единицы путевого пения, появились в начале XVII века. 

Известный “Ключ знаменный”, написанный в 1604 году иноком Кирилло-Белозерского монастыря Христофором, в одном из своих разделов также имеет путевую азбуку. В певческих рукописях принадлежность песнопений путевому распеву можно установить по особым ремаркам, записанным в начале песнопения красными (киноварными) чернилами – «пут», «путной», «путём».

Влияние путевого распева на другие певческие стили и на певческую культуру

Песнопения путевого распева характеризуются строгой торжественностью, распевностью и динамизмом. От знаменного распева они отличаются большей протяженностью и ритмической сложностью вследствие применения сложных синкоп. Регулярное употребление длительностей, равных целой ноте и больших, придавало мелосу путевого распева характер торжественной медлительности, что зачастую соответствовало требованиям церемониал.

Во 2-й половине 17 века путевой распев начал выходить из употребления. Сегодня принято считать, что это связано с развитием строчного многоголосия в этот же исторический период в крупнейших монастырских и столичных центрах: поскольку путевой распев лежит в основе этого полифонического стиля, необходимость в одноголосном его бытовании была исчерпана. 

Незначительное количество путевых напевов сохранилось в старообрядческих рукописях 18-20 веков.

Примеры исполнения путевого распева