СТРОЧНОЕ
МНОГОГОЛОСИЕ

Также известно как строчное пение и троестрочие
основной стиль раннего русского многоголосия,
известный с середины 16 до 30-х годов 18 века.

О строчном многоголосии

Для строчного многоголосия характерно трехголосное изложение, где ведущая роль принадлежит среднему голосу, называющемуся путь, а два других, верх и низ соответственно, являются его подголосками. Название среднего голоса связано с тем, что он представляет собой немного усложненную версию монодического путного распева – в нем сохранено его плавное и неторопливое движение. Верх и низ, хотя мелодически и ритмически более развиты и подвижны, в музыкальном отношении подчинены партии пути.

Звучание строчного многоголосия является «визитной карточкой» стиля – оно насыщенно резкими созвучиями и диссонансами, возникающими в результате как-бы случайного сочетания трех голосов, движущихся параллельными линиями и сходящихся на концах мелодических фраз в неустойчивые на слух аккорды. Для троестрочия характерно унаследованное от путевого распева несимметричное чередование крупных и мелких длительностей. В сочетании со сложной ритмической игрой голосов и необычностью гармонии это создает яркий стилистический портрет троестрочия как уникальной певческой традиции.

Ключевые факты о строчном многоголосии

Система осмогласия

Строчное многоголосие подчиняется системе осмогласия – как в знаменном и путевом распеве, песнопения в этом стиле отражают ладовые и интонационные особенности, характерные для каждого из восьми обиходных гласов.

Репертуар

Репертуар строчного многоголосия очень разнообразен и велик и охватывает все певческие жанры: тропари, кондаки, стихиры, ирмосы канонов, прокимны, покаянные стихи и т.д.

Многораспевность

Строчное многоголосие обладает развитой многораспевностью, то есть известно в различных вариантах, связанных с традициями тех или иных регионов, различных певческих центров. Известно «строчное новгородское» и «московское», среди монастырских распевов видную роль занимали тихвинский, соловецкий и кирилловский.

Казанская нотация

Строчное [как и демественное] многоголосие записывалось в певческих рукописях специально разработанной нотацией, называвшейся казанской, Для облегчения чтения партитуры её строки писали вперемежку черными и красными чернилами. С конца 17 века начали появляться партитуры, записанные принятой в Западной Европе и на Украине пятилинейной квадратной нотой.

В русле национальных певческих традиций

Строчное и демественное многоголосие являются уникальными певческими стилями, которые сформировались в русле национальной традиции. Принципы их музыкальной организации и эстетика звучания были независимы от влияния Западной Европы, где в это же историческое время господствовала культура барокко.

Аудиозаписи строчного многоголосия