ЗНАМЕННЫЙ
РАСПЕВ

основной вид богослужебного пения
Древней Руси и певческий стиль

О знаменном распеве

Время возникновения знаменного распева с полной точностью установить не удаётся. Согласно летописному преданию, богослужебное пение было принесено из Византии вскоре после крещения Руси (конец X века), где в дальнейшем получило самостоятельное развитие. Распевы, усвоенные от греческих певцов, постепенно видоизменялись, вбирая в себя особенности церковно-славянского языка, музыкальные интонации и метроритмы, свойственные национальному мелосу, приобретая большую напевность и плавность.

Название “Знаменный распев” происходит от славянского слова «знамя», т. е. «знак» – так назывались специальные графические символы, которые использовались для его записи. Как певческий стиль знаменный распев представлял собой монодию, то есть пение в унисон; лишь на позднейших этапах его развития (не ранее середины XVI века) в нём появляются элементы многоголосия

Ключевые факты о знаменном распеве

Мелодика знаменного распева

Благодаря диатоническому звукоряду, знаменный распев звучит величественно, бесстрастно, строго. Его мелодике свойственно плавное движение, благородная простота интонаций, четко оформленный ритм, завершенность построения.

Разновидности знаменного распева

В процессе развития знаменного распева возникло несколько его разновидностей:

Малый (иногда в рукописях – меньшой) распев сохранил силлабическое изложение, распространённое в богослужебном пении в древнейший период (XI –XII века);

Большой распев (иногда – большое знамя) возник в XVI веке. Его отличают широкая внутрислоговая распевность, свободная изменчивость мелодического рисунка (чередование поступенного движения и скачков), развитая мелизматика.

Знаменная нотация

Наиболее древние певческие рукописи, записанные знаменной нотацией, датируются XI-XII веками. Знаменная нотация была разработана на основе древневизантийской; из византийской же литургической практики был заимствован и принцип организации текстов, напевов, интонационных формул, характерных для каждого из церковных гласов. В XV-XVII веках, по мере приведения нотированных певческих книг к устойчивому стандарту, знаменная нотация становилась все более сложной и изощренной, в ней был накоплен богатейший фонд мелодий-попевок, принципы использования которых в древнерусских песнопениях подчиняются определённым правилам

Роль и влияние знаменного распева на другие певческие стили и на певческую культуру России Нового времени

Знаменный распев послужил источником путевого и демественного распева, для записи которых были разработаны соответствующие нотации на основании знаменной. Также он лег в основу партесных гармонизаций в стиле постоянного многоголосия, получившим развитие в конце XVII – начале XVIII века.

В эпоху Нового времени к гармонизации знаменного распева обращались русские композиторы-классики – М. И. Глинка, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский. 

В начале XX века А. Д. Кастальским были новые принципы обработки аутентичной знаменной монодии с опорой на русское народно-песенное многоголосие. Это оказало влияние на творчество выдающихся церковных композиторов прошлого столетия П. Г. Чеснокова, А. В. Никольского, А. Т. Гречанинова, С. В. Рахманинова (Литургия и Всенощное бдение[2] которого являют собой до сих пор высочайшую вершину духовно-музыкального творчества).

В современной церковно-певческой культуре знаменный распев используется чаще всего как интонационная основа обиходного многоголосия, как источник многоголосных обработок и духовно-музыкальных сочинений для однородного и смешанного хоров. И только в богослужении старообрядцев и единоверцев он по-прежнему звучит как традиционная монодия.

Пример исполнения знаменного распева